Тема урока: «49 дней в огне» (Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны)
Цель:
Дать учащимся представление о роли и значении Курской битвы в период Коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Задачи:
образовательные:
- дать учащимся представление, что такое Коренной перелом;
- познакомить учащихся с ходом боевых действий под Курском;
- выяснить причины победы в период военных действий на Курской дуге;
развивающие:
- продолжить работу над формированием УУД:
- выделение сходных и различных признаков объекта;
- осуществлять классификацию;
- переносить знания в новую ситуацию;
- аргументировать свою точку зрения;
- формировать критическое мышление;
- научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
воспитательные:
- прививать интерес к предмету, к истории Отечества;
- воспитывать чувство патриотизма на примере героизма советских солдат.
Форма проведения урока: деятельностный подход
Оборудование: учебник, карта «Великая Отечественная война», «Курская битва», рабочий лист (см. Приложение), презентация «Курская битва».
Ход урока
1. Волнующее начало: Песня из к/ф «Белорусский вокзал» (Слайд 1)
Вступительное слово учителя:
Песня перенесла нас в те далекие годы Великой Отечественной войны, когда победа на всех одна. И каждый стремился приблизить ее, как мог. В ней есть слова: «От Курска и Орла война нас довела…» именно они станут нашим путеводителем на уроке.
Если на прошлом уроке мы изучали Сталинградскую битву – начало коренного перелома, то какова цель сегодняшнего урока?
Ученики говорят о цели урока (о завершении коренного перелома в войне).
Тема записывается в тетрадь. (Слайд 2)
Учитель: 49 дней проходила битва.
2. Постановка проблемы. Перед вами две оценки Курской битвы. (Слайд 3)
«Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».
И.В. Сталин
«Наступление на Курской дуге является ограниченным, поэтому и его поражение не слишком значительно в истории Второй мировой войны»
О. Штольц (немецкий историк)
Задание классу:
В ходе изучения нового материала выберите из двух предложенных точек зрения ту, которая наиболее полно отражает роль и значение событий, о которых на уроке пойдёт речь. При этом помните: необходимо приводить доказательства и аргументировать вашу позицию.
3. Актуализация знаний. (Слайд 4)
1. Установите соответствие между датами и событиями:
Дата Событие
1. 30 ноября 1939 г. А. Начало советско-финляндской войны
2. 22 июня 1941 г. Б. Начало контрнаступления Красной армии под Москвой
3. 5 декабря 1941 г. В. Нападение Германии на СССР
Г. Начало II мировой войны
2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось:
А. 23 августа 1942 г Б. 19 ноября 1942 г. В. 2 февраля 1943 г.
3. Как назывался план войны Германии против СССР?
4. Дополни логический ряд (на доске)
Германия, ….. , Япония.
5. Каковы итоги и значение Сталинградской битвы .
Проверка заданий.
4. Объяснение нового материала.
После победы под Сталинградом советские войска продвинулись на запад на 500-600 км. К концу марта фронт стабилизировался. Линия фронта имела следующую конфигурацию (учитель показывает на настенной карте, а ученики в своих атласах). Согласитесь, что она сложная.
Задание.
1 вариант: предположите план ставки Верховного Главнокомандования.
2 вариант: план Вермахта.
Район курского выступа получил называние Курской дуги.
Мы продолжим заполнение таблицы, которую начали, изучая Сталинградскую битву.
Итак, начинаем с планов сторон.
Задание.
Перед вами документ: выделите из него план советского командования.
Следующий документ – приказ Гитлера и карта – схема. (Слад № 5)
Прочитайте документ, посмотрите на карту – схему. Постарайтесь синхронно озвучить план немецкого командования.
Записываем планы в таблицу.
Обе армии готовились к активным действиям.
Задание:
По ходу презентации заполнить таблицу - сравнение сил сторон. (Слайд № 6)
Просмотр презентации: Слайды (7-22)
!!! Проверка задания. (Слайд 23)
5 июля с мощной советской артподготовки началась Курская битва.
В ней участвовали войска Центрального фронта – командующий Рокоссовский, Воронежского - Ватутин, Степного – Конев. (Слайд №24)
Немцы с задержкой перешли в наступление. На юге в сторону Курска двинулась танковая армия Гота. В районе деревни Прохоровка были стянуты стратегические резервы. Здесь 12 июля произошло танковое сражение. (Слайд №25)
После того, как наступление противника было отражено, советское командование без пауз перешло в контрнаступление.
На Орловском направлении – операция «Кутузов»;
На Белгордско-Орловском – «Румянцев».
Освобожден Орел, Белгород, Харьков. (Слайд №26)
Героизм советских солдат не знал границ. Ребята подготовили сообщения лишь о нескольких героях.
Сообщения о Горобце, Нормандии – Неман и др.
Итак, мы возвращаемся к оценке Курской битвы.
Выскажите свою точку зрения, аргументируйте ее. (Слайд № 27)
Задание учебник стр.231-232: найдите значение Курской битвы.
5. Закрепление.
А) что означает «коренной перелом»?
Б) найдите ошибки в тексте. Проверка задания: (Слайд №28)
6. Рефлексия: (Слайд 29)
Выбери начальную фразу и сделай вывод по итогам работы на уроке:
- сегодня на уроке я понял, что …
- меня особенно удивило и поразило…
- я задумался над …
- мне было интересно….
- во время урока я столкнулся с трудностями…
- от урока у меня осталось впечатление….
Выставление оценок за урок.
7. Домашнее задание.
Разноуровневое, на рабочих листах у каждого (Слайд №30).
|