Урок русского языка в 6 классе по теме «НЕ с существительными. Слитно или раздельно»
Цели урока:
- Ознакомление НЕ с существительными: слитно или раздельно.
- Развитие умения правильно обозначать орфограмму.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Этапы урока:
1)Повторение пройденного материала.
2)Объяснение нового материала.
3)Закрепление нового материала.
4)Выводы урока.
5)Задание на дом.
II. Повторение пройденного материала.
Повторение – мать учения, так гласит русская пословица. Одной из основных орфограмм существительных «Е и И в окончаниях существительных».
Работу построим следующим образом:
1)Два человека работают по карточкам у доски.
2)Четыре ученика работают с перфокартами на месте.
3)С остальными учениками проводится устный словарный диктант.
1.Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
1)Сидел на рябин…
2)Думал о приближени…
3)Находился в школ…
4)Нашел в тетрад…
5)Писал в тетрадк…
6)Слушал на урок…
7)Нарисовал в альбом…
8)Думал о професси…
2.Проверка учащихся, работающих по карточкам у доски.
3.Собрать работы с перфокартами.
III. Объяснение нового материала.
1.Слово учителя.
- Сегодня мы продолжим знакомство с именами существительными и поговорим о правописании существительных с «Не».
Запись темы урока в тетради.
- О проблеме слитного и раздельного написания «Не» с существительными спорят уже давно. Так? когда же написать слитно, а когда раздельно? В этом, я думаю, нам поможет разобраться история, которая произошла в школьной стране Морфология.
2.Сценка.
Частица «Не»: Я гордая и упрямая, хоть и отношусь к разряду служебных частей речи, но всегда имею свое мнение. Как скажу, так и будет. Вспомните историю с несчастным глаголом. Как он хотел подчинить себе меня, но не удалось, и до сих пор, мы пишемся с ним раздельно, за исключением некоторых случаев. А что собой представляют имена существительные? Это могущественный народ, ведь не зря существительные называют хлебом русского языка. Но ничего - и на них найду управу.
(Не) забудка: Уважаемая, дорогая частица, я Вас очень прошу, не уходите, ведь я без Вас не имею никакого значения.
Частица «Не»: Ну что ж, раз вы не употребляетесь без «Не», то буду с вами писаться слитно.
(Не) Пагода: Милая частица, а не угодно ли и снами писаться слитно?
Частица «Не»: Зачем?
(Не) Пагода: Да не беспокойтесь, не потревожим, всегда заменить вас сможем.
Частица «Не»: Хорошо, раз слово с «Не» можно заменить синонимом или близким по значению словом, то буду писаться слитно. (Не) правда, а ложь! Ну что ж, может, и с нами встанешь рядом? Не! Никогда, не люблю я эти союзы, а особенно «а». Если есть противопоставление, то пушусь всегда раздельно.
3.Вывод:
4. -Ребята, а вы догадались, в каком случае «Не» с существительными пишется слитно? (ответ ученика) - А когда раздельно?
5. Работа с таблицей. Комментарий учителя.
6. Работа с учебником. Знакомство с параграфом 38, орф. №32.
IV. Закрепление материала.
1. Выборочное письмо с комментарием. (Из слов, написанных на доске, выбрать только те, которые без «не» не употребляются): Невнимание, невежа, небылицы, негодование, неграмотность, незнакомка, невидимка, невежда, недомогание, незабудка, несчастье, независимость.
2. Лексическая работа. Как вы думаете, что означают слова «невежа» и «невежда»? Невежа - грубый, невоспитанный человек. Невежда - малообразованный человек. Определите по лексическому значению слово и запишите его.
1) Человек, которому ни сидится на месте. (непоседа)
2) Недоучившийся, мало знающий человек. (недоучка)
3) Неуклюжий, неловкий. (недотепа) – Что объединяет все записанные вами существительные?
Ответ: Он характеризуют человека; существительные общего рода.
3. Комментированное письмо.
1) (Не) везение преследовало меня.
2) (Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам и знаниям.
3) (Не) везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
4.Творческая работа. Сочинение-миниатюра. «Каким бы я не хотел быть».
V. Выводы урока и комментарий оценок.
VI. Задание на дом.
|